На выходных огромное поле аэродрома «Гидропорт», что в нескольких километрах от Одессы, напоминало окрестности подмосковного Жуковского неделю назад, когда там проходил международный авиакосмический салон.
Первый одесский фестиваль малой авиации - событие знаменательное во всех отношениях. И прежде всего – своей зрелищностью. В Гидропорту вчера и сегодня прыгали парашютисты, взмывали к зениту огромные воздушные шары, десятки летательных аппаратов разных типов и размеров по очереди поднимались в воздух, демонстрируя возможности техники и мастерство пилотов.
На земле крылатые машины осаждали толпы любопытных. Самые настырные, понятное дело, - мальчишки. В разных концах аэродрома то и дело слышались окрики летчиков: «Эй, пацан, перестань откручивать эту штуку! Вылезай из кабины. Ну, кому говорю?!», - после которых незадачливые охотники за сувенирами испарялись Источник
ЛЕГЕНДАРНАЯ ЭТАЖЕРКА
Всеобщее внимание привлекла странная конструкция, которая стояла в стороне от других. Смахивающая скорее на неуклюжую этажерку, чем на гордого покорителя небес, штуковина эта, тем не менее, оказалась именно самолетом. И самолетом легендарным! Источник
«Фарман IV» — копия биплана начала прошлого века. Именно это творение французского инженерного гения в марте 1910-¬го года взлетело под управлением первого отечественного летчика Михаила Ефимова с одесского ипподрома, положив тем самым начало истории русской авиации.
Копию самолета делали по заказу аэроклуба «Одесса» в Харьковском авиационном институте. Работа продвигалась долго, со скрипом. Авиастроители потратили на простенькое, казалось бы, транспортное средство целых три года, хотя во времена Ефимова одна заводская бригада собирала такую конструкцию за месяц-два.
«Нам было, конечно, сложнее, чем им, - поведал "Сегодня" руководитель конструкторского бюро ХАИ Геннадий Хмыз. - Мы не имели оригинальных чертежей и прочей документации – материалы пришлось собирать буквально с миру по нитке. Возникали трудности и чисто технического характера. К примеру, нам так и не удалось достать оригинальный ротативный двигатель «Гном».
Интересное, надо сказать, было устройство – в нем крутился не вал, который намертво крепился к корпусу самолета, а сам звездообразный мотор, приводя в движение лопасти винта. Найти такой сегодня почти невозможно. Вместо «Гнома» мы поставили обычный авиационный двигатель «Ротакс» от мотодельтаплана. В общем, копия не точная, хотя и кардинальными отличия не назовешь».
Новенький «Фарман» полностью готов к полетам, хотя, говорит Геннадий, подниматься на нем небезопасно: деревянный биплан с максимальной скоростью 65 км/ч крайне неустойчив в воздухе, а при сильном ветре вообще может потерять управление. На земле пилот лишен возможности рулить - разворачивать машину приходится с помощью двух техников.
Еще одна неприятная особенность «Фармана» - сиденье летчика находится очень высоко, и привыкшему к совсем другому расположению кабины авиатору тяжело правильно рассчитать посадку. А ведь любая ошибка при приземлении может обернуться катастрофой!
«Строго говоря, по действующим в Украине нормам и правилам летать на «Фармане» нельзя», - вздыхает инженер.
Однако автор идеи воссоздания крылатой легенды, глава аэроклуба «Одесса» Константин Оборин все же рискнул. Бывший десантник на глазах у сотен зрителей взгромоздился на биплан и рванул по «взлетке». Источник
Но, к сожалению или, скорее, к счастью, в этот момент налетел шквал и смельчаку пришлось отказаться от своего откровенно безумного намерения. Исторический полет не состоялся. Оборин, не скрывая своего разочарования, пообещал, что в ближайшее время попробует еще раз.
Тем временем, сменив «Фармана» на взлетной полосе, в небо взмыл другой «старичок» —самолет времен Первой мировой «Анасаль». В 1914—1917 гг. его выпускали огромными партиями – по 100 штук в месяц! - на одесском заводе фирмы «Анатра». Источник
Преемник последней — предприятие «Одесавиаремсервис» — 5 лет назад воссоздало машину. Правда, и тут мы имеем дело отнюдь не с точной копией. Так, у нынешнего «Анасаля» не деревянный, а металлический корпус, вполне современный движок и приборы.
«На фронте «Анасаль» выполнял функцию разведчика, — поведал нам летчик «Одесавиаремсервиса» Юрий Наконечный. — За спиной пилота сидел летный наблюдатель, изучавший сверху позиции противника. Оружия не было, но иногда летнаб брал в свою сумку несколько бомб и вручную бросал их на врага».
В ОДЕССУ ВЕРНЕТСЯ САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ
Кроме реплики «Анасаля», «Одесавиаремсервис» показал на фестивале и первый опытный образец легкого самолета «Дельфин», серийное производство которого (50-70 машин ежегодно) заводчане надеются запустить уже в 2012-м году. Если у них все получится, в Одессе возродится целая отрасль – авиастроение: последний раз аэроплан местного производства взлетел в воздух еще в 1928-м году! Источник
Четырехместный «Дельфин» можно использовать в качестве учебного самолета, авиатакси и персонального транспортного средства. «Эта машина - результат сотрудничества с российскими и французскими предприятиями, - рассказывает главный инженер «Авиаремсервиса» Игорь Бирюков. – Мы обеспечиваем сборку и всю электронику.
Планер (фюзеляж, крылья, хвост, - Авт.) – российский, как и быстродействующая парашютная система спасения - грубо говоря, один парашют для самолета, летчика и пассажиров. Французы же производят двигатели. Планируем, что самолет будет стоить на треть дешевле зарубежных аналогов (в пределах $300-400 тыс, - Авт.)» Источник
У «Дельфина» неплохие характеристики. Дальность полета - 1350 км, то есть, раз наполнив бак, вы сможете слетать на нем из Одессы в Киев и обратно. При этом расход керосина - 30 литров в час при максимальной скорости 350 км/ч. Это вполне сопоставимо с расходом у хорошей иномарки.
При этом одним «Дельфином» планы «Одесавиаремсервиса» не ограничивается. Завод уже начал разработку специального самолета для сельского хозяйства». Он получит называние «Фермер».
«НА НОЧЬ Я ПАРКУЮ САМОЛЕТ В СПАЛЬНЕ»
Самый, пожалуй, необычный участник фестиваля - 53-хлетний автомеханик из Николаева Владимир Стропко. Он прилетел в Одессу на самолете... собственного изготовления. Называется крылатая малютка «Арго».
«Мечта построить свой самолет возникла у меня еще в детстве, когда я прочитал статью в журнале «Техника молодежи», посвященную этому хобби, которое уже тогда было довольно популярным на Западе, — рассказывает Владимир. — Став взрослым, я решил воплотить мечту в жизнь. Много экспериментировал, изучал специальную литературу, искал чертежи отдельных деталий, а в 2003-м начал строить. На это ушло пять лет — приходилось прерываться, когда ездил на заработки в Германию»
В «Арго» почти все сделано руками Стропко. Заводской - только двигатель: сначала был «Буран» от снегохода, сейчас — обычный авиационный для ультралегких самолетов. Интересно, что денег на создание летательного аппарата ушло немного — $2 тыс.
Владимир Иванович относится к своему «Арго» как к живому существу. «Я даже на ночь его не в гараже оставляю, а прямо в спальне держу. Так спокойней», — смеется он.
http://www.segodnya.uaИсточник
Источник
Источник
Источник 29-08-2011, 11:34
|